Сохраняем историческую память…
Одной из целей комплексной экспедиции, начавшейся 25 июля -2023 года, было посещение и фотографирование тех мест, которые описывает в своем экспедиционном дневнике 1916 года выдающийся исследователь Байкала, директор Байкальской Лимнологической станции в 1930 -1944 гг. Глеб Юрьевич Верещагин (1889 – 1944). Байкальский музей готовит к печати этот рукописный дневник. В связи с этим ведется сбор материалов для научного комментария текста и его оформления. Были и другие цели, связанные с вопросами атрибутации стеклянных негативов из собрания Г.Ю. Верещагина, связанных с историей экспедиций Комиссии по изучению озера Байкал 1925-1928 гг. и экспедиций БЛС начала 30-х годов. Отдел учетно-хранительской и научно-фондовой работы занимается исследованием этих негативов. Для уточнения экспедиционных маршрутов прошлого, запечатленных на негативах, и географических мест отбора проб и проведения наблюдений участниками тех давних экспедиций полезно было воочию увидеть и запечатлеть некоторые пункты этих маршрутов. Полезным также был сбор актуальной информации о маяках в сопоставлении с данными исторического текста «Лоции» Ф.К. Дриженко. Соотнести сегодняшнюю байкальскую реальность с описаниями в «Лоции» было крайне интересно.
Котельниковский маяк
Маяк на мысе Кобылья Голова
Маякам и их смотрителям посвящены и некоторые страницы Дневника 1916 года Г.Ю. Верещагина, ведь уже в этот первый свой приезд на Байкал он устанавливает контакты со смотрителями для организации наблюдений и передает им инструкции и некоторое оборудование. Первым таким «знакомцем» становится наблюдатель Голоустнинского маяка Веселов, затем смотритель маяка в бухте Песчаной Матвеев и маячница Ткачева, работающая вместо призванного на войну мужа на маяке в Душкачанском устье. Запись в Дневнике: «Эта «маячница» отлично справляется со всеми метеорологическими наблюдениями. Показывала мне журнал всех наблюдений, инструменты, я нарочно расспрашивал о их конструкции, – и она давала верные ответы, а между тем, по собственным словам, эта женщина едва грамотна».
Во время своей первой экспедиции на Байкал Г.Ю. Верещагин провел несколько дней в Чивыркуйском заливе, исследуя его бухты в сопровождении рыбака-проводника П.К. Бошарова из Усть-Баргузина. В частности, это Онгоконская и Змеиная бухты, где были и стоянки парохода, и знаменитые байкальские рыбоделы.
Онгоконская бухта
Змеиная бухта
Интересны страницы Дневника, посвященные работе Соболиной экспедиции, знакомству с ее участниками З.Ф. Сватошем и К.А. Забелиным и их юными женами, только что приехавшими на Байкал. «Сколько бодрости, сколько желания превратить медвежий угол, куда их забросила судьба, в культурный уголок видно у всех четверых!» – писал Верещагин. Эта встреча произошла в бухте Сосновка, которая и сейчас производит сильное впечатление: песчаный плоский берег с впадающей в Байкал речкой Сосновкой, а за ними – одна даль сменяет другую, и горы все выше, все круче…
Бухта Сосновка
Село Байкальское, уютно спрятавшееся за мысом Лударь, во времена Г.Ю. Верещагина носило тревожное название Горемыки. Из Дневника ученого 1916 г.: «С десяток изб разбросано вдоль берега, стоит маленькая церковка в 2 окна с зеленой крышей – просто изба; на берегу – склады дров, принадлежащие пароходству, а за грядой невысоких холмов, примыкающих к морю, возвышается цепь громадных гор, покрытых громадными массами снега, спускающегося ниже половины их высоты». Горемыки упоминаются в Дневнике и в связи с рассказанной проводником легендой о когда-то проживавших в этих местах «боргулах».
Село Байкальское
Много внимания в своем Дневнике 1916 г. Г.Ю. Верещагин уделил работе в районе современного Нижнеангарска. У членов экспедиции состоялась интересная встреча с сотрудниками Историко-краеведческого музея Северо-Байкальского района им. Н.К. Киселевой в Нижнеангарске, во время которой они проконсультировали нас по некоторым историческим, топографическим и этнографическим вопросам, имеющим отношение к дневниковым записям Верещагина. Байкальский музей ищет информацию о помощниках Верещагина в Нижнеангарске – смотрительнице маяка в Душкачанском устье А.К. Ткачевой и проводнике С.А. Ковалеве, о которых ученый очень тепло и с уважением отзывается в Дневнике и в опубликованном в 1918 г. «Отчете о работах, произведенных на Байкале во время командировки от императорской Академии наук летом 1916 года». Нижнеангарский музей постарается помочь в поисках потомков этих байкальских жителей. Встреча, хочется надеяться, даст импульс к полезному для обоих музеев сотрудничеству, в том числе по другим музейным проектам.
В музее Нижнеангарска.