Байкальский музей СО РАН

«Исследуя прошлое, понимаем настоящее, предполагаем будущее»

История науки в музейных предметах

История науки в музейных предметах

БМ СО РАН продолжает публиковать «музейные истории», рассказывая об интересных музейных коллекциях и предметах. В декабре мы рассказали о рисунках польского художника С.Е. Вронского, хранящихся в фондах музея. Новая публикация рубрики «Фонды» посвящена музейным предметам, связанным с личностью Фёдора Кирилловича Дриженко (1858–1922), военного моряка, российского учёного-гидрографа, руководителя Гидрографической экспедиции на Байкале в 1896-1902 годах. В публикации также говорится о той роли, которую сыграл в становлении музеев БЛС и ЛИНа известный байкальский ихтиолог Евгений Алексеевич Коряков.

В День науки 8 февраля 2023 года в рамках акции «Открытые фонды» специалисты Отдела учётно-хранительской и научно-фондовой работы музея расскажут о музейных предметах, которые «хранят память» о выдающихся исследователях Байкала XIX – XX веков Б.И. Дыбовском, Ф.К. Дриженко, Г.Ю. Верещагине, Д.Н. Талиеве, А.Я. Базикаловой.

Познакомиться с фондовыми музейными предметами можно будет в выставочном зале на 3-ем этаже музея с 11 до 12 часов и с 14 до 15 часов. В 13 часов состоится музейный урок для учащихся МОУ «Листвянская СОШ» на тему «Музейные предметы как свидетельства жизни и деятельности исследователей Байкала». 

Благодарственное письмо, адресованное Ф. К. Дриженко

Новая публикация рубрики «Фонды» посвящена предметам, принадлежавшим Фёдору Кирилловичу Дриженко (1858–1922), военному моряку, российскому учёному-гидрографу, руководителю Гидрографической экспедиции на Байкале в 1896-1902 годах.

Участники Гидрографической экспедиции готовили новую лоцию Байкала на основании проводимых ими измерений глубин Байкала. Ф.К. Дриженко как автор и редактор «Атласа озера Байкал» и «Лоции Байкала» (одно из самых первых в мире навигационных пособий, иллюстрированных фотографиями), несомненно, способствовал развитию байкальского судоходства. Благодаря организаторскому таланту Дриженко на Байкале было построено 10 маяков и созданы метеорологические станции.

В библиотечном собрании и фондах Байкальского музея находятся документы и предметы, принадлежавшие Фёдору Кирилловичу Дриженко. Это альбом с его фотографиями, отражающими пребывание Гидрографической экспедиции на Байкале. И совершенно неожиданный предмет, связанный с именем знаменитого российского гидрографа, – кожаная папка-бювар с красиво оформленным Благодарственным письмом. Музейное исследование этих предметов позволяет полнее раскрыть личность одного из самых деятельных исследователей в истории отечественной науки.  

Находящееся в папке письмо – не от Морского или Военного министерства, не от Императорского Русского Географического общества, не от учеников-гидрографов, как можно было предположить, а от … родителей учениц Покровской женской гимназии Санкт-Петербурга. Фёдор Кириллович Дриженко в течение нескольких лет был Председателем Родительского комитета этой гимназии.

Содержание благодарственного письма свидетельствует о том, что генерал Корпуса гидрографов Российской империи был не просто любящим отцом четверых детей, но и ответственным человеком, для которого важна атмосфера, в которой учатся его дочери и их подруги.

Родители выражают глубокую признательность Ф.К. Дриженко за содействие в установлении благожелательных отношений между педагогами и учащимися и с восхищением отмечают в нём достойного руководителя: «Родительский Комитет Покровской Женской Гимназии нашел в лице Вашем достойнейшего своего представителя, искусного и опытного руководителя. Состоя во главе Комитета в качестве его Председателя с первых же шагов его деятельности и до настоящего времени, Вы со свойственной Вам энергией и силой воли неустанно и неуклонно стремились к достижению главных целей Родительского Комитета…».

В Благодарственном письме подчёркивается, что, несмотря на возникавшие в первое время трудности во взаимоотношениях педагогического состава гимназии и Родительского комитета, Федор Кириллович смог достичь результатов: «Трудность осуществления задач Комитета на первых порах усугублялась ещё тем, что действовать ему приходилось в учебном заведении, которое издавна славилось своей строгой, почти монастырской дисциплиной и традициями доброго старого времени, не допускавшими ничьего вмешательства в свои дела и порядки. Только человек, обладающий недюжинным умом и незаурядным тактом, неисчерпаемым запасом терпения и выдержки, не входя в конфликт с педагогическим персоналом, смог побороть в нем недоверие, вселить уважение к Комитету и его деятельности. И Вы, Глубокоуважаемый Федор Кириллович, достигли этого».

Верный идеям гуманизма и справедливости, Ф.К. Дриженко глубоко вникал в суть взаимоотношений между детьми, между учениками и учителями, не видел ничего опасного во взаимных компромиссах. Родители учениц сознавали, какие усилия приложил Федор Кириллович для создания благоприятных условий, а также ценили его за активное участие и преданность делу: «Высоко ценя вышеупомянутые присущие Вам по природе и воспитанию качества, Родительский Комитет не может не отметить с особым удовольствием главных из них – любви и преданности к делу, руководителем которого Вы много лет были».

Родители искренне благодарят Федора Кирилловича за эту важную общественную работу и сожалеют о том, что он вынужден покинуть состав Родительского комитета. На последнем созыве в знак уважения Федору Кирилловичу была подарена папка-бювар: «Да будет этот скромный дар знаком благодарности к Вам со стороны ближайших сотрудников Ваших за Вашу плодотворную и многополезную долголетнюю деятельность в Комитете и да напоминает он Вам, как высоко ценили и ценят Вас Ваши сотрудники – представители родителей учениц Гимназии».

Подаренная 16 мая 1916 года папка-бювар с благодарностью от родителей учениц женской гимназии «говорит» о том, что Ф.К. Дриженко очень ценили и уважали не только коллеги-гидрографы и что он был не только прекрасным руководителем дальних экспедиций. Его лидерские способности, упорство, умение отстаивать интересы людей, ответственность за порученное дело помогли создать в гимназии атмосферу содружества и доброжелательности. В Благодарственном письме особо подчёркиваются такие его качества, как недюжинный ум, незаурядный такт, неисчерпаемый запас терпения и выдержки, любовь и преданность делу, за которое взялся. Думается, что данные черты личности сказались и на успехе байкальской экспедиции Дриженко, проходившей в нелёгких условиях в конце XIX – начале XX веков. 

Как папка-бювар, имеющая не деловой, а личный характер и подаренная Дриженко много позже его пребывания на Байкале, могла оказаться за тысячи километров от Петербурга, в Байкальском музее? По имеющимся свидетельствам, она была подарена дочерьми выдающегося гидрографа. Судьбой Дриженко, поиском свидетельств его пребывания на Байкале занимался научный сотрудник Байкальской лимнологической станции (БЛС) и Лимнологического института (ЛИН) ихтиолог Евгений Алексеевич Коряков. Он переписывался с дочерьми Дриженко, писал в различные инстанции, обращая внимание на те трудные бытовые условия, в которых жили дети выдающегося человека, являющегося гордостью России.

Среди сохранившихся документов Корякова есть извещение о получении от дочерей Ф.К. Дриженко посылки с пометкой: «Передано на хранение в б-ку БЛС». В этом извещении от 27 апреля 1954 года указан список вещей, переданных в библиотеку БЛС, в котором числится и «бювар кожаный». Там же имеются газетные вырезки, одна из них из газеты «Южный Урал» от 26 февраля 1959 г. со статьей «Исследователь»: «… Недавно в адрес Веры Федоровны и Марии Федоровны пришло письмо из Сибири. Научный сотрудник Байкальской Лимнологической станции Академии наук СССР, заместитель председателя Байкальского отдела географического общества Е.А. Коряков сообщает, что «портрет вашего отца висит в нашем Байкальском музее в одном ряду с такими крупными учеными, исследователями России, как В.А. Обручев, Л.С. Берг, Г.Ю. Верещагин и Б.И. Дыбовский». От имени научных работников станции Е.А. Коряков просит дочерей Ф.К. Дриженко прислать для музея свои воспоминания об отце, сохранившиеся документы учёного, его личные вещи, материалы о жизни и многогранной деятельности на благо русского народа. Сестры Дриженко направили сибирским ученым интересующие их сведения…».

Вторая вырезка из газеты «Восточно-Сибирская правда» от 21 августа 1963 г. Это статья Е. А. Корякова «Байкал будит воспоминания…», которая содержит информацию о приезде дочерей Дриженко на Байкал: «…Вера Федоровна и Наталья Федоровна – преподаватели иностранных языков, Мария Федоровна – преподавательница музыки. В книге посетителей Байкальского музея они записали: «С большим удовольствием посетили Байкал после 60-летнего перерыва. Спасибо байкальцам за внимание»».

Таким образом, работа с музейным предметом «папка-бювар Ф.К. Дриженко» позволила не только больше узнать о личности знаменитого гидрографа, но и понять ту значительную роль, которую играл в развитии музея при БЛС и ЛИНе ихтиолог Евгений Алексеевич Коряков.

 

Л.А. Маркина,

специалист по учёту музейных предметов БМ СО РАН